МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПАО "ЛУКОЙЛ"

Go to ENG






Новости и информация

  • Внесены изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ФЗ от 30.10.2017 № 312-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования 30.10.2017)

    1.  Документы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будут направляться регистрирующим органом заявителю в форме электронного документа.

    Электронные документы, связанные с государственной регистрацией юр. лица и ИП, будут направляться по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юр. лица или ИП, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган. При этом по запросу заявителя регистрирующий орган выдает заявителю (его представителю) составленные на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией.

    Кроме того, в случае представления в регистрирующий орган документов через МФЦ или по просьбе заявителя нотариусом документы дополнительно направляются в форме электронного документа, подписанного УКЭП, соответственно в МФЦ, нотариусу. По запросу заявителя МФЦ также выдают заявителю составленный МФЦ на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного им от регистрирующего органа. Нотариус также выдает по просьбе заявителя полученные от регистрирующего органа документы, связанные с государственной регистрацией, заявителю в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

    Ранее было установлено, что регистрирующий орган в соответствии с указанным заявителем способом получения документов выдает заявителю или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

    2. Уточнены отдельные сведения и документы о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);

    3. Установлено право любого лица разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в запросе юрлица или ИП (регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения им документов в отношении указанного в запросе юрлица, ИП);

    4. Уточнен порядок направления регистрирующим органом заявителю решения о приостановлении государственной регистрации, предусмотрен порядок повторного представления документов для государственной регистрации без повторной уплаты государственной пошлины после устранения причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации;

    5. Уточнены отдельные положения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в целях их приведения в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ, предусматривающими, что юридическое лицо действует на основании учредительного документа, а не учредительных документов, при этом государственной регистрации подлежат изменения, внесенные, а не вносимые, в учредительный документ юридического лица;

    6. признана утратившей силу норма Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающая необходимость представления юридическим лицом в случаях, установленных федеральными законами, в регистрирующий орган уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

    7. расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации (в частности, включено такое основание, как представление документов, содержащих недостоверные сведения), а также предусмотрен порядок направления заявителю решения об отказе, аналогичный порядку направления документов, связанных с государственной регистрацией.

  • Письмо Минкомсвязи России от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ "О разъяснении норм федерального законодательства"

    Минкомсвязи России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся персональных данных

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) (Извлечение)

    В документе рассмотрены в числе прочего практика разрешения споров, связанных с трудовыми и пенсионными отношениями.

  • Новые поправки в Трудовой Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 18.06.2017 № 125-ФЗ) вступили в силу 29.06.2017.

    Изменение 1. Запретили устанавливать ненормированный день при неполном рабочем дне (ч. 2 ст. 101 ТК РФ).
    Теперь ненормированный рабочий день нельзя устанавливать тем, кто трудится неполный рабочий день, но можно тем, кто работает полный день при полной и неполной рабочей неделе.
    Раньше этот вопрос никак не регулировался трудовым законодательством.
    Что делать, если на сегодняшний день, в штате имеется работник с неполным рабочим днем, который работает в режиме ненормированного рабочего дня? Не привлекать его к работе за пределами, установленной для них продолжительности рабочего дня.
    Есть два варианта: изменить режим труда при неполном рабочем времени или отменить ненормированный рабочий день.
    1 вариант. Изменить режим труда при неполном рабочем времени путем перевода работника на режим полного рабочего дня при неполной неделе.
    При этом следует учитывать, что режим работы на условиях неполного времени – условие трудового договора. Поэтому изменить его можно только по соглашению с работником (ст. 72 ТК РФ) путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Предварительно следует уведомить работника, что из-за изменений в трудовом законодательстве работать на условиях ненормированного дня он больше не может с предложением изменить режим работы.
    Если работник согласится на изменение режима работы, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать соответствующий приказ об изменении режима работы в условиях неполного рабочего времени (с неполного рабочего дня на неполную рабочую неделю).
    Если работник откажется изменить режим работы, необходимо издать приказ об отмене ненормированного рабочего дня и ознакомить с ним работника под подпись. В данном случае получать его согласие и заключать дополнительное соглашение к трудовому договору не надо.
    Хотя режим ненормированного рабочего дня – это условие трудового договора, и по общему правилу отменить его можно только с согласия работника, в данном случае отмена такого режима работы осуществляется не по собственной инициативе работодателя, а в связи с приведением условия работы работника в соответствие с измененным законодательством.
    Кроме того, приказ об отмене ненормированного рабочего дня издается сразу и ждать два месяца с даты уведомления работника, не следует, так как изменения трудового договора производятся в связи с тем, что изменился закон, а не изменились организационные и технологические условия труда. С момента издания такого приказы работник теряет право на дополнительный отпуск за работу в режиме ненормированного дня. Если будут переработки, оплачивать их необходимо как сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ). При этом необходимо помнить, что дни дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, которые к дате издания приказа об отмене ненормированного рабочего дня были работник заработал необходимо предоставить пропорционально отработанному времени.

    Изменение 2. Разрешили работать без обеда, если работник работает не более 4-х часов в день (ч. 1 ст. 108 ТК РФ).
    Раньше каждому работнику работодатель был обязан предоставить перерыв на обед. Теперь тем, кто работает меньше 4-х часов в день, с их согласия обеденный перерыв может не предоставляться.
    Инициатива об отмене обеденного перерыва может исходить как от работодателя, так и от работника. В первом случае работодатель должен направить работнику письменное предложение об отмене обеденного перерыва. Во втором случае – инициатива работника должна быть выражена в заявлении этого работника.
    Кто бы не выходил с инициативой об отмене обеденного перерыва, необходимо эту отмену оформить путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и издания приказа об отмене обеденного перерыва.

    Изменение 3. Установлен предельный срок для неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ).
    Обязанность работодателя установить по просьбе работника неполное рабочее время, в перечисленных в ст. 93 ТК РФ случаях, ограничилась сроком, на который вводится неполное время, а именно, «неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени».
    Раньше ограничение по сроку установления неполного рабочего времени отсутствовало в законодательстве, что приводило к тому, что работник продолжал трудиться неполное время и после того, как прекращались обстоятельства, которые дали ему это право. Отменить неполное время можно было только с согласия работника.   
    Кроме того, теперь установление режима рабочего времени, в том числе продолжительности ежедневной работы, осуществляется не только в соответствии с пожеланиями работника, но и с учетом условия производства (ч. 2 ст. 93 ТК РФ). Работодатель вправе отказать работнику в его пожеланиях по графику работы и предложить другой график работы, если такая необходимость вызвана производственной необходимостью. Такую производственную необходимость следует закрепить в ПВТР (например, время и дни производственных совещаний, количество работников в подразделении и нагрузка на них, график выпуска продукции и т.д.).

    Изменение 4. Определили как платить за сверхурочную работу в выходной (ст. 152, 153 ТК РФ)

    В Трудовом кодексе закрепили положения как оплачивать работу в выходной и нерабочий праздничный день, при этом отменены Разъяснения № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21.
    Теперь нужно
    1. оплачивать в повышенном размере часы, которые работник фактически отработал в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов);
    2. не учитывать при подсчете сверхурочных часов работу в выходные и нерабочие праздничные дни сверх нормы рабочего времени, которую уже оплатили в повышенном размере по правилам ст. 153 ТК РФ.

  • Письмо ФНС России от 29.04.2016 № БС-4-11/7893 "О налогообложении доходов физических лиц".

    Удержание НДФЛ из зарплаты работника производится в последний день месяца, за который начислена зарплата, или в следующем месяце.

    На основании пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

    В последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление суммы НДФЛ. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен и удержан.

  • Минтруд России в Информации "Предоставление государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей" от 25.11.2015 г. затронул вопросы системы государственных пособий гражданам, имеющим детей.

    Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

    В частности, приводится информация о:
    - субъективном составе;
    - месте назначения и выплаты государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
    - перечне документов, представляемых для получения единовременного пособия при рождении ребенка;
    - перечне документов, представляемых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
    - дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаемых на региональном уровне.
  • До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов: формировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии.

    Если гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений, все страховые взносы будут направляться на формировании его страховой пенсии.

    02.12.2015 на сайте http://www.pfrf.ru опубликован текст Информации Пенсионного фонда Российской Федерации, где рекомендуется определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования до конца 2015 года.

    До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов: формировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии.

    Если гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений, все страховые взносы будут направляться на формировании его страховой пенсии.

    Граждане, которые ранее не подавали заявления о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования своих вложений, для продолжения формирования накопительной части, должны подать в ПФР заявление о выборе варианта пенсионного обеспечения с формированием накопительной части пенсии, либо выбрать УК или НПФ.

    Для граждан, которые в предыдущие годы подавали заявления о выборе УК или НПФ, на накопительную часть будет по-прежнему перечисляться часть страховых взносов, начиная с 2017 года, если государство примет решение о возобновлении формирования пенсионных накоплений за счет обязательных страховых взносов. Дополнительного заявления в данном случае подавать не требуется.

    Разъясняется, кроме того, что в случае выбора варианта формирования страховой и накопительной части пенсии гражданам будет начисляться меньшее количество пенсионных баллов, чем при выборе варианта формирования только страховой части пенсии.

    Граждане, за которых страховые взносы впервые начали начисляться с 1 января 2014 года, смогут в течение 5 лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6% тарифа страховых взносов работодателя. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если гражданин по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет.

    Кроме того, ПФР напоминает, что страховщиком по обязательному пенсионному страхованию может выступать ПФР или НПФ по выбору застрахованного. В случае выбора управляющей компании для управления пенсионными накоплениями, страховщиком остается ПФР.

    Подать заявление о выборе варианта пенсионного обеспечения, переходе в НПФ, переходе из одного НПФ в другой или обратно в ПФР можно в любой клиентской службе ПФР, большинстве МФЦ. Нотариально удостоверенное заявление можно отправить по почте или с курьером.

  • Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 06.10.2015 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского" признал, что трудоспособным гражданам не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

    Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

    Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что сформулированный в пункте 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 той же статьи не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

  • Роструд в Письме от 19.08.2015 № 1922-6-1 высказал позицию относительно возможности использования штампа при внесении в трудовую книжку сведений о наименовании работодателя не противоречит действующему законодательству.

    Требования к заполнению трудовых книжек установлены Трудовым кодексом РФ, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также Инструкцией, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

    Сообщается, что указанные нормативные акты не устанавливают прямого запрета на использование штампов при ведении трудовой книжки.

    По мнению Роструда штамп приравнивается к записи в трудовой книжке. Необходимо, чтобы на нем были указаны полное и при наличии сокращенное наименование организации.

  • 06 октября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.09.2015 № 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году"

    В соответствии с постановлением Правительства РФ, в 2016 году выходные дни 2 и 3 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, переносятся на 3 мая и 7 марта соответственно, а день отдыха с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.

    Таким образом, в январе 2016 года у россиян в январе будет десятидневный отдых, в феврале - трехдневные выходные, совпадающие с празднованием Дня защитника Отечества, в марте - четыре дня отдыха подряд, совпадающие с празднованием Международного женского дня.

  • Минтруд России в своем Письме от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105 Об исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, привел позицию Фонда социального страхования Российской Федерации по порядку замены периодов, включаемых в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

    Так при расчете среднего заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством календарные годы (год) нахождения в отпуске по беременности и родам (по уходу за ребенком) могут быть заменены предшествующими календарными годами (годом), если это приведет к увеличению размера пособия.

    Сообщается, что замена календарных лет, которые используются для расчета среднего заработка, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

    Например, если в 2013 - 2014 годах заявительница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на любые другие годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

  • 29 июня 2015 года Президентом Российской Федерации подписаны два закона, касающихся внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации". Указанные законы вступят в силу 11 июля 2015 года.

    С указанной даты работодатель будет обязан по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, сообщать причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования (часть пятая ст. 64 ТК РФ).

    В настоящее время срок для такого сообщения не установлен трудовым законодательством.

    Также с указанной даты начинает действовать положение, в соответствии с которым в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель будет обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.

    В настоящее время срочный трудовой договор с беременной женщиной в случае истечения его действия продлевается только до окончания беременности.

  • С 01 июля 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 08.06.2015 № 152-ФЗ "О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации"

    С указанной даты будет действовать положение о том, что период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен отраслевым соглашением и коллективным договором, но не более чем до 1 года.

    Ранее максимальный период суммированного учета для данных категорий работников, установленный Трудовым кодексом РФ, составлял три месяца.

    В соответствии с ТК РФ, когда по условиям работы (в целом или при выполнении отдельных видов работ) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

  • С 1 января 2015 года МРОТ повышается с 5554 до 5965 рублей в месяц.

    Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда".
    Напомним, что минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 рублей в месяц был установлен Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ с 1 января 2014 года.

  • "Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней", где Роструд разъяснил вопросы перераспределения рабочего времени в связи с праздничными днями, привлечения к работе в нерабочие праздничные дни и их оплаты.

    Так, в частности:
    перенос выходных дней при их совпадении с праздничными днями возможен в случае принятия соответствующего федерального закона или нормативного правового акта Правительства РФ и соблюдения сроков официального опубликования таких актов;

    правило переноса выходного дня при его совпадении с праздничным на следующий за ним рабочий день распространяется и на региональные праздники, поскольку законодатель не устанавливает для них особенностей и не предусматривает возможности введения иного порядка;

    если часть отпуска работника выпадает на 12 и 13 июня 2014 года, то 12 июня как праздничный день из его продолжительности исключается, а 13 июня учитывается как обычный выходной день и включается в продолжительность отпуска;

    отдых в праздничные дни не влечет уменьшение заработной платы;

    для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо: наличие законного основания для привлечения к работе, письменное согласие работника (за исключением случаев, когда оно не требуется), в некоторых случаях учет мнения профсоюзной организации, письменное распоряжение работодателя;

    работодатель не вправе без согласия работника предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты работы в нерабочий праздничный день;

    оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка.

  • "Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников", положениями которых устанавливается, работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением штата, имеет право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии наличия в этом году не менее 5,5 месяцев стажа.

    В случае если работник в период работы не воспользовался или не в полном объеме воспользовался правом на отпуск, то он имеет право на предоставление неиспользованных отпусков с последующим увольнением либо на выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

    Порядок расчета такой компенсации установлен Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.1930 № 169.

    Очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году. Право на следующий очередной отпуск в счет нового рабочего года возникает у работника по истечении 5,5 месяцев со дня окончания предыдущего рабочего года.

    Сообщается, что в части третьей статьи 28 Правил, определяющей иные случаи выплаты полной компенсации при увольнении, речь идет о периоде, за который предоставляется отпуск (рабочий год), а не об общей продолжительности работы у данного работодателя.

    Иное толкование данной нормы означало бы неравное положение работников, проработавших в организации менее года, и работающих более длительный срок, т.е. наличие дискриминации.

  • "Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете отпускных в связи с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации", где Роструд сообщает о необходимости перерасчета отпускных, если отпуск сотрудника начался до 2 апреля 2014 года, а закончился после этой даты

    Это связано с вступлением в силу изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающих расчет отпускных путем деления суммы начисленной за последние 12 календарных месяцев заработной платы на 12 и на 29,3 - среднемесячное число календарных дней в году. Ранее расчет производился с применением данного показателя в размере 29,4. Новый порядок расчета отпускных должен применяться со 2 апреля 2014 года.

    Если часть отпуска приходится на период до этой даты, а остальная часть выпадает на период после вступления изменений в силу, то за период отпуска со 2 апреля 2014 года необходимо рассчитать отпускные по новым правилам.

  • С 1 июля 2014 года вводится в действие свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности"

    Свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
    Применение данного свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

  • 02 апреля 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений  в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации" № 50-ФЗ.
    В соответствии с ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
     
    Согласно изменениям работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сможет потребовать от работодателя оплатить стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно независимо от того, финансируется ли работодатель из федерального бюджета. Данным правом работник сможет воспользоваться один раз в два года.
    Стоимость проезда к месту отпуска и обратно будет оплачиваться работодателем лишь в пределах территории России.
    Компенсации, которые предусматривались статьей 325 ТК РФ, для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, будут предоставляться работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ и федеральных государственных учреждений. Словосочетание "организации, финансируемые из федерального бюджета" исключено из статьи.
    Поправки внесены во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П, который признал часть 8 статьи 325 ТК РФ соответствующей Конституции РФ. Данная норма обязывает небюджетные организации, расположенные на Крайнем Севере, компенсировать расходы своих работников на проезд к месту отпуска и обратно. При этом Суд признал право законодателя установить минимальный размер.
    Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами".
     
  • Вступил в силу (с 02.04.2014) Федеральный закон от 02.04.2014 № 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации".

    Поправками в Трудовой кодекс РФ разграничиваются полномочия по установлению условий оплаты труда руководителей, возмещению командировочных расходов, а также расходов, связанных с переездом на работу в другую местность.
    Так, например, предусматривается, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам федеральных госорганов, государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных госучреждений, определяются Правительством РФ; работникам госорганов и учреждений субъектов РФ, а также работающим в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, соответственно - нормативными правовыми актами, принимаемыми на региональном и местном уровнях.
    Запрещена работа по совместительству лицам в возрасте до 18 лет (данный запрет распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014). Также введен запрет на работу по совместительству на работах с вредными и/или опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями.
    Значительная часть поправок связана с уточнением используемой в Трудовом кодексе РФ терминологии, в связи с изменением правового положения и принципов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

     
  • 02 апреля Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 56-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников".
    В соответствии с ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

    Ограничены размеры выходных пособий, выплачиваемых при увольнении лицам, занимающим руководящие должности.
    Речь идет, в частности, о руководителях, их заместителях, главных бухгалтерах и заключивших трудовые договоры членах коллегиальных исполнительных органов госкорпораций, госкомпаний, а также организаций с долей участия государства в уставном капитале более 50 процентов, а также руководителях, их заместителях и главных бухгалтерах государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
    Совокупный размер выплачиваемых указанным работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме ограничен трехкратным размером их среднего месячного заработка (при этом не учитываются причитающаяся заработная плата, возмещение командировочных расходов, компенсация за неиспользованный отпуск и др.)
    Кроме того, установлен запрет на выплаты выходных пособий при увольнении, например, по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям.

     
  • Формулировки, используемые в отдельных правовых актах Минтруда России и Минздравсоцразвития России, касающихся охраны труда, квалификационных характеристик должностей, приведены в соответствие с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".

    Так, внесены изменения, в частности, в:
    Межотраслевые правила по охране труда в литейном производстве (Постановление Минтруда России от 21.03.1997 № 14);
    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37);
    Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14);
    Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (Постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10);
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики" (Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).
    Кроме того, признаны утратившими силу:
    Постановление Минтруда России от 16.07.1993 № 139 "Об утверждении Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда";
    Постановление Минтруда России от 03.11.1995 № 64 "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда";
    Приказ Минтруда России от 21.08.2000 № 208 "Об утверждении типовых программ для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных".

    См. Приказ Минтруда России от 12.02.2014 № 96 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

     
  • Минтруд России проинформировал о новых подходах к предоставлению социальных услуг с 2015 года.

    С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
    Принятый Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.
    В соответствии с Законом социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, т.е. предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления получателя.
    Предполагается индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах (предусматривается составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании).
    В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (в том числе обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).
    В субъектах РФ планируется ведение реестра поставщиков социальных услуг (реестр будет размещен в открытом доступе в сети Интернет) и регистра получателей социальных услуг.
    Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.
    Вводится социальное сопровождение граждан, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
    Законом устанавливаются также положения, предусматривающие осуществление общественного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

    Информацию и текст Письма Минтруда России от 05.02.2014 № 12-5/10/В-547 можно прочитать в Читальном зале в разделе «Статьи и комментарии».

  • На сайте ФНС России в информационном ресурсе "База данных "Вопрос-Ответ" размещена правовая позиция налоговых органов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    ФНС России своим письмом от 31.01.2013 № СА-4-14/1645 направила правовые позиции в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенные 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ".
    Правовые позиции, содержащиеся в Базе данных, подлежат применению территориальными налоговыми органами при осуществлении функций по государственной регистрации, а также подлежат доведению до заинтересованных лиц путем информирования об источнике их размещения в порядке, предусмотренном пунктами 8, 9 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.
    При возникновении споров, связанных с применением указанных правовых позиций, необходимо учитывать поручения и разъяснения, изложенные в письме ФНС России N СА-4-14/21795@ от 05.12.2013.

    С текстом письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645 «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также можно ознакомиться в разделе «Законодательство».

     
  • МОПО ОАО «ЛУКОЙЛ» подготовлен обзорный комментарий к ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

    Текст обзорного комментария размещен в «Читальном зале» в подразделе «Статьи и комментарии» раздела «Законодательство, судебная практика, статьи и комментарии».

     
  • В Конституцию РФ внесена поправка о вновь образованном Верховном Суде РФ.

    Установлено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ формируется в составе 170 судей.
    Предусмотрено, что Президент РФ:
    представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов;
    представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и его заместителей, назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.
    Предусмотрено, что Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
    Со дня вступления в силу Закона установлен переходный период сроком на 6 месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные до вступления в силу Закона, продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы образованного Верховного Суда РФ.
    В целях формирования первоначального состава образованного Верховного Суда РФ создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.

    Текст Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" читайте также в разделе «Законодательство».

     
  • Президент подписал закон об объединении высших судов.

    Верховный Суд РФ признан высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.
    В его состав войдет 170 судей, которые будут назначаться на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.
    В высшей судебной инстанции будет создана Судебная коллегия по экономическим спорам и Дисциплинарная коллегия, на которую возложены функции Дисциплинарного судебного присутствия.
    Верховный Суд РФ будет размещен в Санкт-Петербурге. В целях взаимодействия с органами государственной власти, расположенными в Москве, в столице будет создано представительство Верховного Суда РФ.
    Законом определена компетенция Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, а также полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.
    Большая часть положений закона вступит в силу спустя 180 дней со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
    Одновременно Президентом РФ подписан Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ, определяющий порядок отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда РФ.

    Текст Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» читайте также в разделе «Законодательство».

     
  • Дисциплинарное судебное присутствие исключено из перечня федеральных судов.

    Установлено, что к федеральным судам относятся:
    Конституционный Суд РФ;
    Верховный Суд РФ;
    верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
    Предусмотрено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом о Верховном Суде РФ.
    В Верховный Суд РФ также может быть обжаловано решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ранее было закреплено за Дисциплинарным судебным присутствием).
    Федеральный конституционный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде и прокуратуре Российской Федерации".

    Текст Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" читайте также в разделе «Законодательство».

  • Кандидаты в первоначальный состав объединенного Верховного Суда будут отобраны по конкурсу.

    Отбор кандидатов на каждую из 170 должностей судей обновленного Верховного Суда РФ будет осуществляться Специальной квалификационной коллегией.
    В состав Специальной квалификационной коллегии войдет 27 членов, в том числе по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Кроме того, по 3 судьи в качестве членов коллегии изберут из своего состава советы судей субъектов РФ, действующие в каждом федеральном округе.
    К участию в конкурсе будут допущены как судьи, так и граждане РФ, не являющиеся судьями, если они:
    достигли возраста 35 лет;
    имеют стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
    соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о статусе судей.
    После прохождения отбора граждане, не являющиеся судьями, должны будут сдать квалификационный экзамен. При этом граждане, имеющие ученую степень и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сдавать экзамен не будут.
    Законом установлено, что экзамен будет принимать Специальная экзаменационная комиссия из 3 представителей общероссийских общественных объединений юристов и 8 судей, избираемых в том же порядке, что и судьи в составе Специальной квалификационной коллегии.
    Кандидаты, прошедшие всю процедуру, будут назначаться на должности судей Верховного Суда РФ Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.
    Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

    Текст Федерального закона от 05.02.2014 N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" читайте также в разделе «Законодательство».

     
  • Верховным Судом РФ разъяснены особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.

    Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних осуществляется в целях создания благоприятных и безопасных условий труда и обеспечения равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод указанными работниками с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнения функций материнства и воспитания детей, наличия членов семьи, нуждающихся в уходе, несовершеннолетия).
    Определены категории лиц, которые могут быть отнесены к лицам с семейными обязанностями, к лицам, воспитывающим детей без матери. Раскрыто определение дискриминации в сфере труда.
    В отношении женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних не допускаются различия при приеме на работу, установлении оплаты труда, продвижении по службе, установлении или изменении индивидуальных условий труда, подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительном профессиональном образовании, расторжении трудового договора, не основанные на деловых качествах работников, характеристиках условий их труда.
    Также разъяснены особенности заключения трудового договора, режима рабочего времени, времени отдыха, порядок изменения и расторжения трудового договора.
    Отмечается, что судам необходимо реагировать на факты грубого нарушения прав женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, гарантированных трудовым законодательством, путем вынесения частных определений.

    Текст Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» читайте также в разделе «Законодательство».


  • Минфин России своим приказом от 05.12.2013 утвердил состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте ФНС в сети Интернет.
    С 30 апреля 2014 года на сайте ФНС России будут ежедневно размещаться сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и КФХ
    Среди таких сведений, в частности:
    - сведения об учредителях и держателях реестров акционеров;
    - размер уставного капитала;
    - сведения о лицензиях, полученных зарегистрированной организацией;
    - сведения о правопреемстве и др.

    Текст Приказа Минфина России от 05.12.2013 № 115н читайте также в разделе «Законодательство».


  • Высший арбитражный суд Российской Федерации в своем письме от 10.12.2013 № 162 подготовил рекомендации по применению норм о недействительности сделок, совершенных под влиянием существенного заблуждения, обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств.

    В частности, арбитражным судам рекомендовано руководствоваться следующим:
    перечень обстоятельств, заблуждение в отношении которых имеет существенное значение и может являться основанием для признания сделки недействительной, содержащийся в статье 178 ГК РФ, носит примерный характер;
    заблуждение относительно правовых последствий сделки не является основанием для признания ее недействительной по статье 178 ГК РФ;
    наличие каких-либо иных возможностей защиты нарушенного права истца не исключает признание сделки недействительной при наличии оснований, предусмотренных статьями 178 и 179 ГК РФ;
    сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки;
    сделка, совершенная органом юридического лица от имени последнего, может быть признана недействительной как совершенная под влиянием злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной;
    применение насилия, являющегося одним из оснований для признания сделки недействительной по статье 179 ГК РФ, может подтверждаться не только фактом наличия уголовного производства по соответствующему делу;
    угроза осуществить право является основанием для признания сделки недействительной, если под влиянием этой угрозы сторона совершила сделку, не связанную с указанным правом.

     (текст Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 162  можно также прочитать в разделе «Законодательство»)