МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПАО "ЛУКОЙЛ"

Go to ENG







Законодательные и иные нормативно-правовые акты

  • Распознать поправки к Трудовому кодексу станет проще

    Правительство приняло закон, по которому менять Трудовой кодекс теперь можно только отдельными федеральными законами (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 255-ФЗ). Это значит, что с 1 сентября 2017 года положения, которые изменяют, приостанавливают или отменяют нормы Трудового кодекса, больше не затеряются среди других поправок. Понять, что законопроект касается именно трудового законодательства, можно будет по его названию. Новшество поможет работодателям и специалистам по охране труда не пропустить важные изменения в трудовом законодательстве.

  • Уточнен порядок оплаты дополнительных расходов на реабилитацию лиц пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве.

    Постановлением Правительства РФ от 13.06.2017 № 703 внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286.

    Изменения направлены на приведение Положения в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
     
    В частности, изменениями скорректирован перечень дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица.
     
    Кроме того, конкретизированы вопросы, касающиеся оплаты расходов:
    • на медицинскую помощь;
    • на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
    • на санаторно-курортное лечение и оплату отпуска застрахованного лица.
    Так, например, предусмотрено, что оплате подлежат расходы на медицинскую помощь застрахованному лицу при ее оказании в следующих условиях:
    • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
    • в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
    • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
    При этом отмечено, что после оказания медицинской помощи оплате также подлежат расходы на медицинскую реабилитацию до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности застрахованного лица.
     
    Кроме того, изменениями определен порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных осужденных.

  • Внесены изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

    Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 244-ФЗ внесены изменения в ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Согласно внесенным изменениям установлено следующее:
     
    1. Идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:
    • класс функциональной пожарной опасности;
    • степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;
    • категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).

    2. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к указанному ФЗ противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных ст.37 указанного ФЗ. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное ст.93 указанного ФЗ.
     
    3. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает, в том числе, сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.
     
    4. Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4(в настоящее время указаны только помещения категории В4), Г и Д в помещениях категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.
     
    5. К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
     
    6. В помещениях зданий класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ 1(в настоящее время указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).
     
    7. Противодымные экраны (шторы, занавесы) должны быть оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина выпуска таких экранов должна быть не менее толщины образующегося при пожаре в помещении дымового слоя. Основа рабочих полотен противодымных экранов должна выполняться из негорючих материалов.
     
    8. Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности строительных материалов, имеющих предельные (наиболее опасные) значения показателей пожарной опасности, может осуществляться по схеме 1д (п.23.1 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза). Информация об этих показателях должна быть приведена в технической документации на данную продукцию.
     
    Кроме того, список классов функциональной пожарной опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф3.7). В этой связи также предполагается установить, что в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности (положение вступает в силу 31 июля 2018 года).
     
    При этом установлено, что с 30 июля 2017 года (то есть со дня вступления в силу данного ФЗ) до 31 июля 2018 года требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения применяются в части, соответствующей объему работ по сохранению указанных объектов культурного наследия, если проектная документация на проведение таких работ содержит требования пожарной безопасности, направлялась на государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и согласована соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

  • С 1 августа 2017 года меняются правила возмещения расходов на специальную одежду за счет взносов на производственный травматизм.

    С 1 августа 2017 года финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды осуществляется за счет сумм страховых взносов, если указанная специальная одежда изготовлена на территории Российской Федерации из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация.

    Учитывая, что срок вступления в силу положений Правил в части возмещения расходов на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация, установлен с 1 августа 2017 года, подача заявлений страхователей о возмещении указанных расходов (согласно разъяснениям ФСС России) возможна не ранее 2018 года.
     
    Вопрос о подтверждении страны происхождения тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, из которых изготовлена специальная одежда, будет проработан в течение 2017 года и соответствующие разъяснения будут доведены дополнительно.
     
  • Новости в законодательстве по охране труда на 14.02.2017 г.

  • С 1 января 2017 года необходимо будет руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к физическим факторам на рабочих местах — СанПиН 2.2.4.3359-16.

    СанПиН 2.2.4.3359-16 установлены санитарно-эпидемиологические требования:
    1. к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов;
    2. к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.
    СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:
    • шума и вибрации;
    • инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;
    • электрических, магнитных и электромагнитных полей;
    • лазерного и ультрафиолетового излучения;
    • освещения на рабочих местах.

    Вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) уполномоченными организациями (центром гигиены и эпидемиологии или экспертными организациями).

    СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях.

    При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума — в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учётом вновь принятых СанПиН.
    Важно помнить, что соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей.

    Несоблюдение СанПиН чревато привлечением к административной ответственности:
    • за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27.1 КоАП РФ);
    • за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 6.3 КоАП РФ).
     
  • С 1 января 2017 г. вводится общественный контроль в области промышленной безопасности.

    4 июля 2016 г. был опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 283-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Изменения вступают в силу 1 января 2017 года.

    В 116-ФЗ вводится новое понятие:

    Общественный контроль в области промышленной безопасности – это общественная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

    Общественный контроль осуществляется на добровольной основе общественными инспекторами Ростехнадзора из числа профсоюзных инспекторов труда.

    Порядок привлечения и квалификационные требования к общественным инспекторам утверждаются Ростехнадзором.

    Обязанности общественных инспекторов:
    – информировать Ростехнадзор о выявленных им нарушениях требований промбезопасности;
    – оказывать содействие Ростехнадзору в проведении мероприятий по контролю и техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте (ОПО).

    Права общественных инспекторов:
    – осуществлять наблюдение за соблюдением организациями, эксплуатирующими ОПО, требований промбезопасности;
    – представлять организациям, эксплуатирующим ОПО, предложения об устранении нарушений требований промбезопасности;
    – принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых Ростехнадзором, и техническом расследовании причин аварии на ОПО.

     
  • Приказ Минтруда России №492 от 6 сентября 2016 г.

    О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 35

    П р и к а з ы в а ю:

    1. Внести изменения в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 35 «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на 2016 год» с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 143, от 6 июня 2016 г. № 281, от 26 июля 2016 г. № 388 (далее – изменения в приложение к приказу), согласно приложению.

    2. Разместить изменения в приложение к приказу на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  • Санитарно-эпидемиологические требованичя к физическим факторам на рабочих местах.

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16


  • С 1 января 2017 года предъявить к финансированию за счет средств ФСС России можно будет только российские СИЗ.

    11 августа 2016 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению 1производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»  (зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2016 года №43040).

    Приказ разработан в соответствии с программой поддержки легкой промышленности на 2016 год, которая в том числе предусматривает применение мер по стимулированию спроса и увеличению объема продаж средств индивидуальной защиты.

    Работодатель сможет предъявить к зачету и финансированию за счет средств Фонда социального страхования средства индивидуальной защиты и специальную одежду, изготовленные исключительно на территории нашей страны, и из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация.

    Работодатель может приобретать все доступные на рынке средства защиты, специальную одежду и обувь, которая максимально помогает обеспечению безопасности труда и сохранения здоровья работников, как российского, так и иностранного производства.

    Возврат из ФСС России средств, затраченных на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, будет осуществляться только по СИЗ и спецодежде, изготовленным в России из российских материалов. «Эти нормы начнут действовать с 1 января по СИЗ и 1 августа 2017 года по спецодежде соответственно».

  • Минтруд России дал разъяснения о предельных нагрузках на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей.

    Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н), в целях сохранения здоровья работающих, установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами - не более 50 кг; женщинами - не более 15 кг.
    Отмечается, что нормы указанных Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную", т.к. указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:
    - при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами - до 30 кг; женщинами - до 10 кг;
    - постоянно в течение рабочей смены: мужчинами - до 15 кг; женщинами - до 7 кг.

    При выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями указанного постановления Правительства РФ.

  • Медосмотры работников, занятых на работах с компьютерами, должны проводиться при выявлении по результатам оценки условий труда электромагнитного поля, превышающего допустимый уровень (Письмо Роспотребнадзора от 07.07.2015 № 01/7890-15-27 "О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ")

    Если по результатам оценки условий труда вредных или опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от компьютера не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам работников.