МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПАО "ЛУКОЙЛ"

Go to ENG







Консультации по охране труда

1. Изменения по охране труда в 2017 году.

2. Может ли работодатель не отменять доплаты за вредные условия труда и продолжить выдавать молоко, если по результатам спецоценки условия труда отнесены к классу 2.0?

Работодатель обязан обеспечивать молоком сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда (приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н). Нормы и условия указаны в Перечне приказа о вредных производственных факторах, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуют употреблять молоко или другие равноценные пищевые продукты (приложение № 3 к приказу 45н).

Если работодатель обеспечил безопасные (допустимые) условия труда и подтвердил это результатами спецоценки, он больше не обязан выдавать молоко и другие равноценные пищевые продукты (п. 13).

Перечисленные в вопросе компенсации относятся к расходам на оплату труда и влияют на налогообложение прибыли организации. Руководитель должен обосновать и документально подтвердить все расходы организации (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Если он оставит эти выплаты, то во время финансовых проверок к нему могут возникнуть вопросы. Ведь законных оснований и документальных подтверждений для компенсаций при безопасных условиях труда нет.

3.  В организации провели спецоценку условий труда. В результате установили вредность на некоторых рабочих местах. Кто должен отвечать за своевременное применение дополнительных тарифов по уплате страховых взносов и издать об этом приказ?

Изменения  законодательства по уплате страховых взносов должны отслеживать в бухгалтерии. Необходимо запрашивать  сведения для их правильного начисления у служб предприятия (отдела кадров, службы охраны труда) и готовить по этим вопросам проекты приказов.

В обязанности специалиста по охране труда это не входит. Он должен по запросу бухгалтерии подготовить и представить необходимые для ее работы документы, связанные с проведением оценки условий труда и ее результатами (т. е. карты спецоценки с вредными или опасными условиями труда).

4. В организации провели СОУТ рабочего места сотрудника, который работает с вредными веществами. Ему установили и выплачивали доплаты и компенсации.

Должны ли мы прекращать выплаты, если закончился срок действия лицензии и работы с вредными веществами?

Можно отменить предоставление компенсаций работнику только после того, как проведете внеплановую спецоценку и установите по ее результатам класс условий труда — 2.0. Улучшение условий труда должны документально подтвердить. До этого все компенсационные выплаты, которые полагаются  сотруднику нужно делать в полном объеме (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»).

5. Кто в организации отвечает за применение дополнительных тарифов страховых взносов?

Отвечают работодатель и бухгалтерия. Страховые взносы должны уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, которые оплачивают физическим лицам работу или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам (ч. 2 ст. 7Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Так как уплата дополнительных тарифов — это финансовое обязательство организации, то вопросы правильного исчисления и уплаты решает, как правило, бухгалтерия.

6. Кто должен заниматься расчетом компенсаций за вредные условия труда по результатам спецоценки?

Бухгалтерия рассчитывает денежные компенсации, когда начисляет заработную плату. Служба охраны труда контролирует, правильно ли предоставлены компенсации. Размеры компенсаций устанавливает работодатель с учетом статей 147117, и 92 Трудового кодекса РФ.

7. В своем Письме от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609 Минтруд России высказало позицию относительно обучения по охране труда:

Обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности

В этой связи организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

Кроме того, Минтруд России разъясняет, что:

проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда (проведение инструктажей не может подменять другие виды и формы обучения, например, периодическую проверку знаний требований охраны труда);

все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте;

проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

8. Необходимо ли водителю автомобиля проводить обучение правилам оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, если он трудоустраивается по срочному трудовому договору? 

Водитель автомобиля, принимаемый по срочному трудовому договору, должен быть обучен по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим.

Обучение необходимо организовать в течение месяца после трудоустройства (ст. 225 ТК РФ,п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). Оно может проводиться как отдельно, так и в рамках программы обучения по охране труда. Для водителя также нужно организовать периодическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Законодательство не делает различий, устраивается работник по срочному или бессрочному трудовому договору.

9. В каком случае надо оформлять инструкции по охране труда для работников по профессиям, а в каком случае инструкции на отдельные виды работ? В чем разница между этими видами инструкций? У нас в организации есть и те и другие виды инструкций с почти одинаковым содержанием.

Инструкции по охране труда по профессиям обычно адресованы представителям определенных специальностей — токарь, слесарь, повар, бухгалтер, делопроизводитель и т. п. Инструкции по охране труда по видам работ привязаны к выполнению определенных видов работ — пуско-наладочных, монтажных, погрузочно-разгрузочных. В том числе на различных станках, агрегатах и механизмах. Например, инструкция по охране труда при работе с бензопилой может быть актуальна для работников разных профессий. Тогда нет смысла включать эту информацию в инструкции для каждой профессии, легче разработать отдельную инструкцию по виду работы.

Если у вас содержание инструкций по профессиям и видам работ получается практически одинаковым, то стоит упразднить один из видов инструкций, чтобы упростить документооборот.

10. Организация сменила название. Условия труда и рабочие места остались прежними. Работники имеют стаж более трех лет в одной должности. Нужно ли им теперь проводить стажировку?

Стажировка проводится после первичного инструктажа на рабочем месте. Если ваши сотрудники не были уволены, а затем вновь приняты в другую организацию переводом, то основания для стажировки нет. Кроме того, руководитель цеха, участка и т. п. может своим приказом освободить работника от стажировки, если его стаж превышает 3 года и при этом он переходит из цеха в цех, а его функционал остается прежним (примечание к п. 7.2.4ГОСТ 12.0.004–90).

11. Как правильно разработать положение о стажировке и программу стажировки при работе на высоте?

Примерное содержание положения о стажировке может выглядеть так:

1. Вводные положения.

2. Цели.

3. Задачи.

4. Область действия.

5. Период действия и порядок внесения изменений.

6. Термины и определения.

7. Обозначения и сокращения.

8. Порядок стажировки и допуска к самостоятельной работе.

9. Особенности стажировки электротехнического персонала.

10. Ссылки.

11. Приложения.

12. Какие требования пожарной безопасности нужно выполнять

Чтобы не допустить пожара в организации, защитить сотрудников и не столкнуться с проблемами при проверке, руководителю придется соблюдать ряд требований по пожарной безопасности. Основные из них собраны в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

За нарушение требований пожарной безопасности привлекут к ответственности:

- Руководителя организации или другого ответственного за пожарную безопасность – штрафом до 15 000 рублей.

- Организацию оштрафуют на сумму до 200 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ)

13. Каждый объект, будь то здание, помещение или другое имущество организации, должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Она включает:

  • систему предотвращения пожара;
  • систему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий.

Очень важно, чтобы  на объекте  были как активные системы пожарной безопасности – пожарные сигнализации, автоматические системы пожаротушения и дымоудаления, первичные средства пожаротушения, так и пассивные системы пожарной безопасности – негорючая штукатурка, огнезащитная краска на стенах.

Однако нужно помнить, что даже самые современные технические меры не будут работать безорганизационных мероприятий. Поэтому руководителю организации нужно:

  • распределить обязанности по пожарной безопасности между начальниками подразделений и специалистами;
  • назначить приказом ответственных за пожарную безопасность;
  • проконтролировать подготовку инструкций по пожарной безопасности;
  • позаботиться о том, чтобы сотрудники были проинструктированы и знали правила противопожарного режима;
  • утвердить планы эвакуации и порядок оповещения сотрудников о пожаре;
  • проследить за установкой знаков и табличек по пожарной безопасности.

14. Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации?

Противопожарный режим в организации устанавливают локальными нормативными документами. Их перечень может варьироваться в зависимости от отрасли, в которой работает компания.

Основные документы по пожарной безопасности, которые стоит иметь и которые в первую очередь проверит пожарный инспектор.

Приказы по пожарной безопасности

Приказами руководитель организации определяет не только ответственного за пожарную безопасность, но и порядок противопожарных мероприятий. В организации должны быть:

  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • приказ о  порядке проведения противопожарных инструктажей;
  • приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения;
  • приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ;
  • приказ об определении и оборудовании мест для курения;
  • приказ о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;
  • приказ о порядке осмотра и закрытия помещений;

15. В 2016 году темой Всемирного дня охраны труда станет стресс на рабочем месте.

Международная организация здоровья причисляет стресс к главным болезням XXI века.

По статистике в России каждый третий работник испытывает сильный стресс хотя бы раз в неделю, 13 процентов – ежедневно. Более 90 процентов сотрудников признаются, что их психологическое состояние определяют результаты работы. Эта проблема есть во всех странах. В США 20 процентов кадровых потерь связаны с профессиональными неврозами и стрессами. В Канаде 33 процента работников сказали, что брали отгул, потому что чувствовали себя вымотанными. Кроме того, стресс нередко становится причиной несчастных случаев. На мероприятиях к Всемирному дню охраны труда будут решать, как бороться с этой проблемой.