Заседание Генерального Совета ФНПР: о сложностях текущего момента


26 октября в Москве состоялось заседание Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России, в котором принял участие член Генерального Совета ФНПР, председатель МОПО ПАО «ЛУКОЙЛ» Георгий Кирадиев.
В докладе Председателя ФНПР Михаила Шмакова и выступлениях членов Генсовета была дана неутешительная оценка антикризисной политике финансово-экономического блока Правительства РФ.
В своём докладе «О Председатель ФНПР М.В. Шмаков оценил экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние и главные проблемы профсоюзного движения и обозначил задачи профсоюза.
Значительный акцент М.В. Шмаков сделал на сложностях текущего момента. А это: продолжающаяся стагнация промышленного производства, уменьшение инвестиций в экономику, сдерживание роста заработной платы, сокращение доходов населения, падение оборота розничной торговли, увеличение количества бедных в стране.
В условиях сокращения реального сектора производства и существенного снижения уровня доходов трудоспособного населения все накопившиеся политические и экономические противоречия по-прежнему остаются далеки от разрешения.
Экономика России продолжает «сжиматься». Идет снижение ВВП. Замедляется промышленное производство. Сокращается платёжеспособный спрос людей (с 10 % в 2015 году до 5,6 % в 2016 году). А правительство при этом в очередной раз перекладывает ответственность за свою экономическую политику на население.
На 1 сентября 2016 года задолженность по заработной плате в средних и крупных организациях составила 3,5 млрд. рублей. И хотя пик задолженности был пройден в апреле 2016 года, её уровень всё ещё остаётся высоким.
Так, по информации ряда источников и СМИ, Минфин России предлагает: - сократить расходы на обеспечение лекарствами и оперативным лечением больных;
- повысить в стране пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин;
- отказаться от индексации пенсий работающим пенсионерам, от права на досрочную пенсию в связи с работой во вредных и опасных условиях труда и сократить бюджетный трансферт в Пенсионный фонд.
Вопрос о повышении пенсионного возраста обсуждался неоднократно. И ФНПР всегда публично заявляла о несогласии с таким подходом, оценивая его как попытку переложить ответственность за ошибочные решения и просчёты в реализации пенсионной реформы на плечи работающих граждан. Повышение пенсионного возраста приведёт к росту безработицы и снижению уровня жизни малообеспеченных семей, для финансового поддержания которых сегодня вынуждены работать относительно молодые пенсионеры. Такое непродуманное реформирование пенсионной системы может привести к социальному взрыву, подрыву доверия к государственной власти, нарушению ранее достигнутых договоренностей между социальными партнёрами.
В июле этого года профсоюзная сторона Российской трёхсторонней комиссии выступила с требованием наложить мораторий на очередной вариант реформы пенсионной системы. И сегодня профсоюзы вынуждены вновь обратиться к правительству.
Еще один важный момент. В апреле Правительство РФ крайне оперативно приняло решение о передаче администрирования сбора социальных взносов налоговой службе, объясняя, что этот порядок носит технический характер и не относятся к социально-трудовым отношениям, и поэтому нет необходимости их обсуждать с социальными партнёрами. Однако, профсоюзная сторона считает, что поскольку это законы социальные, то они оказывают существенное влияние на степень и уровень социальной защищенности работников. И оценивать их следует с учётом всех возможных правовых и социально-экономических последствий.
Сегодня остро стоит вопрос индексации пенсий и пособий. В начале 2016 года они были проиндексированы на 4 %, в то время как реальный индекс инфляции находился на уровне 12-15%. Поэтому предложения правительства о невыплате пенсии работающим пенсионерам в условиях низких зарплат и низких пенсий не могут иметь поддержки профсоюзной стороны.
По мнению ФНПР для нормализации пенсионной системы требуется:
- решение вопросов повышения уровня заработных плат в стране и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в производство, а не для распила госбюджета по типу Роснано;
- необходимо превратить индивидуально-накопительный компонент пенсионной системы из государственного обязательного пенсионного страхования в страхование добровольное;
- необходимо ускорить преобразование системы досрочных пенсий в специальные обособленные пенсионные системы с соблюдением условий их обязательности, государственных гарантий сохранности средств, сопоставимости размеров досрочных пенсий с пенсиями, назначаемыми по общеустановленным правилам, а в перспективе – не ниже международных норм.
Очередной план действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, по мнению ФНПР не рассчитан на серьёзную поддержку реального сектора экономики и стимулирование внутреннего потребительского спроса. ФНПР направила свои предложения в этот план:
- повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума;
- проведение мониторинга сбалансированности бюджетов субъектов с целью обеспечения социальных выплат и необходимых средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы во исполнение указов Президента Российской Федерации;
- введение ограничений на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Российской Федерации;
- установление необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума;
- установление в 2016 году моратория на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения;
- повышение максимального размера пособия по безработице.
К сожалению, предложения профсоюзов учтены не были.
Сегодня мы констатируем рост нагрузки на региональные бюджеты, сокращение финансирования из федерального бюджета поддержки занятости населения. И как бы для её «поддержки» летом этого года Минэкономразвития направило в Российскую трёхстороннюю комиссию законопроект «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)».
По сути, предлагается на легальных основаниях использование «заёмного труда» с выведением привлекаемых к нему работников из-под действия Трудового кодекса, когда они не смогут реализовать ни право на защиту профсоюзами, ни право на заключение коллективного договора, ни иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
ФНПР выступает категорически против данного законопроекта! Ведь если он будет принят, то создаст прецедент принятия подобных законопроектов, которые посыплются друг за другом, что постепенно полностью «размоет» трудовое законодательство.
Поскольку заседание Генерального Совета состоялось накануне принятия парламентом федерального бюджета, когда уже известны основные параметры прогноза социально-экономического развития России и основные направления бюджетной политики на 2017-2019 годы, можно коротко сказать об их социальной составляющей.
С одной стороны, прогнозируется рост реальной заработной платы, реального располагаемого дохода населения и потребительского спроса, однако, с другой стороны, не понятно, за счёт чего этот рост будет обеспечен. Ведь работодатели, по словам разработчиков из Минфина, будут рассматривать сдерживание издержек на труд в качестве одного из основных механизмов повышения доходности бизнеса.
Вопрос о повышении МРОТ в 2017 году пока не решён и не нашёл отражения в последнем варианте прогноза и основных направлений бюджетной политики.
В соответствии с прогнозом, несмотря на индексацию пенсий в 2017-2019 году, будет происходить снижение их покупательной способности. Увеличение пособия по безработице не предусмотрено. Последний раз оно повышалось в 2009 году, после чего потребительские цены выросли на 86,4%.
Как один из результатов проводимой социальной политики, в 2016-2018 годах ожидается дальнейший рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Профсоюзы однозначно заявляют: нам не подходит такая промышленная политика.
В 2016 году истекает срок действия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В процессе переговоров все стороны пришли к общему мнению о целесообразности его продления на 2017 год, в течение которого следует разработать проект соглашения на 2018 и последующие годы. Эту разработку важно синхронизировать с новыми системными мерами в социально-экономической сфере, которые будут более предсказуемы осенью 2017 года. Сторона Правительства Российской Федерации поддержала данный подход.
- Напомню, что огромная часть социальных гарантий и льгот сегодня регулируется на уровне субъектов Российской Федерации, - подчеркнул М.В. Шмаков. - Поэтому территориальные объединения ФНПР также должны усилить свою работу, как с местным депутатским корпусом, так и с исполнительной властью. Необходимо добиваться заключения соглашений о минимальной заработной плате во всех субъектах Российской Федерации на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта.
Несмотря на рост социального напряжения в обществе, несмотря на снижение уровня жизни работающего человека, у власти, бизнеса и профсоюзов ещё есть возможность исправить положение. Но для этого трём сторонам социального партнерства нужен реальный процесс переговоров и выполнения договоренностей.